Указатель:

Дата рождения республики Государственный язык Денежная единица Разница во времени с Москвой Напряжение в электросети Виза Аэропортовый сбор Покупки Посольство Таможенные правила Население Цены Полезные номера телефонов Экстренные службы Банки и обмен валюты НДС и tax-free Чаевые Флаг Экономика Наука

См. также:

Географическое положение Климат Столица Кухня Транспорт Праздники Связь Полезно знать История Культура Мини - разговорник Государственное устройство и политическая система Природа

Вся информация о Аргентине Распечатать

Государственное устройство и политическая система

Аргентина — федеративная республика. В стране действует Конституция 1853 г. В неё неоднократно вносились поправки. Последние были внесены в 1994 г. В состав Аргентины входят 23 провинции и федеральный столичный округ Провинции: Буэнос-Айрес, Жужуй, Катамарка, Кордова, Коррьентес, Ла-Плата, Ла-Риоха, Мендоса, Мисьонес, Неукен, Огненная Земля, Рио-Негро, Сальта, Сан-Луис, Санта-Крус, Санта-Фе, Сантьяго-дель-Эстеро, Сан-Хуан, Тукуман, Формоса, Чако, Чубут, Энтре-Риос. Федеральный столичный округ: Буэнос-Айрес. Крупнейший город и столица страны — Буэнос-Айрес. Другие наиболее крупные города: Росарио, Кордова.

Система государственной власти базируется на принципах представительной демократии, важнейшими из которых являются выборность всех органов власти и разделение властей. Высший орган законодательной власти — Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Сената (72 сенатора) и палаты депутатов (257 депутатов). Конгресс ежегодно утверждает национальный бюджет, устанавливает прямые и косвенные налоги, учреждает федеральный банк и регламентирует его работу, принимает таможенное законодательство, устанавливает правила экспорта и импорта. К числу полномочий Конгресса относится принятие кодексов — гражданского, уголовного, трудового и общественной безопасности. Исключительно к сфере компетенции Конгресса относятся вопросы определения границ государства и провинций и их безопасности. Конгресс ратифицирует или отклоняет договоры, заключённые с другими государствами, а также международными организациями. В компетенции высшего законодательного органа — разрешить ввод иностранных войск на территорию Аргентины и послать национальные Вооружённые силы за пределы страны. По поручению Конгресса делается объявление о начале войны или о заключении мира. Конгресс учреждает суды, подчинённые Верховному суду, объявляет всеобщую амнистию, принимает окончательное решение по вопросу об отставке президента или вице президента, объявляет новые выборы. Конгресс осуществляет также контроль за деятельностью администрации. Ряд полномочий принадлежит к сфере исключительной компетенции одной из палат Национального конгресса. Так, только палата депутатов имеет право законодательной инициативы в области налогообложения и призыва в армию. Только она имеет право выдвигать обвинения против высших должностных лиц государства (президента, вице-президента, премьер-министра, министров, членов Верховного суда) за неисполнение (или плохое исполнение) ими своих обязанностей или за любые преступления. Окончательное решение по вопросу о выдвинутых палатой депутатов обвинениях в адрес высших лиц государства выносит Сенат. Однако официальное осуждение и наказание обвиняемого — в сфере компетенции обычного суда.

Только Сенат вправе разрешить президенту ввести осадное положение, предусматривающее временную отмену конституционных гарантий соблюдения основных гражданских свобод.

Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В состав правительства входят: председатель правительства (премьер-министр); министры иностранных дел, внешней торговли и культа; внутренних дел; обороны; экономики и производства; федерального планирования, государственных инвестиций и услуг; юстиции, безопасности и прав человека; труда, занятости и социального обеспечения; образования, науки и технологии; здравоохранения; социального развития. Членами правительства являются также генеральный секретарь канцелярии президента, глава Центрального банка, генеральный прокурор, руководитель спецслужбы СИДЕ (разведка и контрразведка).

Глава государства — президент. Он осуществляет общее политическое руководство страной и несёт за это всю полноту ответственности. В сферу компетенции президента наряду с осуществлением общего оперативного политического руководства входит участие в разработке законов, а также инструкций и распоряжений, необходимых для их конкретного исполнения. В исключительных случаях, если обычное осуществление своих функций законодательными органами невозможно, президент может издавать декреты. При этом глава государства не вправе вносить какие либо изменения в избирательное, партийное, налоговое и уголовное законодательство.

Президент открывает сессии Национального конгресса, предоставляет законодателям отчёт о положении страны. Он может продлевать сессии Конгресса или созывать их, если этого потребуют обстоятельства. Глава государства обеспечивает распределение доходов в соответствии с принятым бюджетом. Президент назначает (с согласия Сената) членов Верховного суда и остальных федеральных судов, а также министров, других должностных лиц. Глава государства контролирует работу административного аппарата. Во время каникул Конгресса президент имеет право вводить осадное положение. В компетенции главы государства — заключение и подписание международных договоров. Президент является главнокомандующим Вооружёнными силами. С разрешения Конгресса он имеет право объявлять войну.
Палата депутатов избирается прямым, всеобщим, тайным голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Её состав обновляется на 50% каждые 2 года. Сенат начиная с 2001 г. избирается по мажоритарной системе прямым голосованием. В Сенат избираются по 3 представителя от каждой из 23 провинций и от федерального столичного округа. Срок полномочий Сената — 6 лет. Каждые два года Сенат обновляется на 1/3. Президент и вице-президент избираются путём прямого тайного голосования на всеобщих выборах на 4 года. Допускается непосредственное переизбрание главы государства на второй срок.

К числу наиболее выдающихся государственных деятелей Аргентины относятся: Хосе де Сан-Мартин (1776—1850), один из главных руководителей Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—1826 гг., национальный герой Аргентины; Мариано Морено (1778—1811) — один из инициаторов и руководителей Майской революции 1810 г.; Бернардино Ривадавия (1780—1845), один из лидеров борьбы за независимость, президент Аргентины в 1826—1827 гг., с его именем связана первая попытка осуществления серьёзных буржуазных преобразований в аграрной сфере; Бартоломе Митре (1821—1906), президент Аргентины в 1862—1868 гг., активно способствовал процессу национального объединения и в то же время содействовал экспансии иностранного, главным образом английского, капитала; Доминго Фаустино Сармьенто (1811—1888), президент Аргентины в 1868—1874 гг., активно содействовал развитию экономики и культуры; Иполито Иригойен (1832—1933), президент Аргентины в 1916—1922 и 1928—1930 гг., один из основателей и лидер крупнейшей политической партии Аргентины — ГРС, сыграл решающую роль в установлении первого в аргентинской истории политического режима представительной демократии, осуществил ряд преобразований социал-реформистского характера; Хуан Доминго Перон (1895—1974), президент Аргентины в 1946—1955 и в 1973—1974 гг., генерал, осуществил комплекс широкомасштабных реформ националистического толка.
В соответствии с провозглашённым Конституцией федеративным принципом государственного устройства провинции Аргентины имеют свои Конституции и органы власти — Законодательные собрания, губернаторов, судебную систему. Все провинциальные Конституции составлены в соответствии с принципами общенациональной. Провинции не пользуются правами, переданными государству. Вместе с тем за ними закреплены определённые права, не относящиеся к сфере компетенции федерального правительства. Крупнейшими традиционными партиями Аргентины на протяжении более 50 лет вплоть до кон. 20 в. являлись ГРС и Хустисиалистская партия (ХП) — под этим названием с 1973 г. выступает на политической арене перонизм. Поляризация подавляющего большинства аргентинских избирателей вокруг перонистских и радикальных кандидатов на выборах 1983, 1985, 1987, 1989 гг. свидетельствовала о формировании в 1980-е гг. двухпартийной системы. Несмотря на сохраняющееся политическое соперничество, позиции двух крупнейших партий Аргентины по принципиальным вопросам в этот период сближаются. В обеих преобладающим влиянием начинают пользоваться сторонники неолиберального курса. Неизбежная реакция на проведение этого курса вызвала к жизни новое политическое движение — ФРЕПАСО, основное ядро которого составили бывшие перонисты, вышедшие из ХП ввиду несогласия с политикой К. С. Менема. ФРЕПАСО превратился в серьёзную альтернативу гегемонии ГРС и ХП: на президентских выборах 1995 г. кандидат ФРЕПАСО занял 2-е место, отодвинув на 3-е кандидата ГРС. Результаты выборов 1997 г. подтвердили развитие этой тенденции. На президентских выборах 1999 г. ФРЕПАСО выступил в союзе с ГРС в составе Альянса за труд, справедливость и образование. Выборы принесли победу кандидату Альянса лидеру ГРС Ф. де ла Руа. Несмотря на то что программа данного объединения носила левоцентристский характер, на практике правительство Ф. де ла Руа продолжало проводить тот же неолиберальный курс, что привело в конечном счёте к крайнему обострению всех противоречий и социальному взрыву в декабре 2001 г. Результатом этих событий стали фактический крах ГРС и раскол в ХП. Однако глубокий кризис крупнейших традиционных партий не приводит пока к появлению сколько-нибудь действенной альтернативы, хотя попытки выдвинуть такую альтернативу предпринимаются постоянно. Последняя из таких попыток — «Альтернатива во имя республики равных» во главе с Элизой Каррио. Помимо упомянутых, на политической арене Аргентины действует множество небольших партий и движений различной идеологической ориентации.

Важным фактором власти в Аргентине являлись и являются по сей день предпринимательские союзы. Наиболее известные и влиятельные из них: «Сельскохозяйственное общество» (традиционное объединение аргентинских латифундистов) и «Промышленный союз» (организация, к которой принадлежат представители промышленного капитала страны).

Основные направления внутренней политики Аргентины в последние годы определялись лихорадочными попытками найти выход из того жесточайшего кризиса, в который страна была ввергнута в результате проведения в жизнь жёсткого неолиберального курса в период пребывания у власти К. С. Менема. В кон. 2001 — нач. 2002 гг. за короткий срок сменилось несколько президентов. Лишь избранный обеими палатами Конгресса в январе 2002 г. в качестве временного главы государства Э. Дуальде, видный деятель ХП, сумел в какой-то мере нормализовать ситуацию. В целом принятые его правительством в 2002—2003 гг. меры носили конъюнктурный характер, что не позволяет говорить о реализации какой-либо альтернативной программы. В то же время в его выступлениях можно проследить определённую тенденцию социал-демократического характера. В принципе об этом же свидетельствует предвыборная программа нынешнего президента Н. Киршнера, выдвинутого Э. Дуальде именно в качестве альтернативы К. С. Менему.

Приоритетными направлениями внешней политики Аргентины на современном этапе являются, согласно заявлениям нынешнего президента Н. Киршнера, укрепление связей со странами Латинской Америки, прежде всего с Бразилией, расширение и укрепление отношений с ЕС. Впрочем, поддержание нормальных всесторонних отношений с США также рассматривается как важнейшая внешнеполитическая задача.

Вооружённые силы Аргентины состоят из сухопутной армии, Военно-морского флота, включающего морскую авиацию и морскую пехоту, Военно-воздушных сил, национальный воздушный полиции, национальной жандармерии и береговой охраны. Призывной возраст — 20 лет. Начиная с прихода к власти администрации Р. Альфонсина в 1983 г. все последующие конституционные правительства Аргентины проводили курс на реформирование ВС по образцу западных демократий. Суть реформы состоит в превращении армии в сугубо профессиональный институт, стоящий вне политики. За последние два десятилетия на этом направлении достигнут значительный прогресс, высшее офицерство перестало выступать в качестве непосредственного и наиболее мощного фактора власти — роль, которую военная элита Аргентины играла на протяжении многих десятилетий (с 1930 по 1983 г).

Аргентина имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 6 июня 1946 г.).